Для продолжения работы с сайтом необходимо авторизоваться
 
Войти Зарегистрироваться

Г.Р.Державину





Памятники
Установлен в 1847 году. Снесен в XX веке. Восстановлен в 2003 году
Скульптор - М. Гасимов, архитектор - Р. Нургалиева

Впервые идея установить памятник великому поэту, уроженцу Татарстана, была высказана в год смерти Гавриила Романовича Державина 24 сентября 1816 года, вновь она обсуждалась в 1828 году. Проект памятника был утвержден в 1831 году, затем была открыта всероссийская подписка для сбора средств на памятник. Собранная сумма намного превышала сметную стоимость проекта, в связи с чем граф Д.Н.Блудов предложил изменить его. Николай I повелел объявить конкурс, в результате которого выбор пал на проект академика архитектуры К.А.Тона и скульптора С.И.Гальберга. В 1936 Николай I, находясь в Казани, указал место для памятника на территории Императорского университета перед Анатомическим театром. Закладка памятника состоялась 15 сентября 1844. Гранитные части монумента и бронзовая скульптура были изготовлены в Петербурге и доставлены в Казань по водному пути. Памятник был открыт 23 августа 1847, а в 1870 был перенесен на плац у Театральной площади, где простоял до 1931. Памятник был уничтожен советской властью. Наконец, в 2003, в связи с 260-летием со дня рождения поэта, памятник был воссоздан и установлен в сквере на ул.Горького (скульптор М.Гасимов, архитектурный проект Р.Нургалеевой).

Фигура поэта, сидящего на камне в тоге и сандалиях, установлена на постаменте из красного гранита. Голова поэта, углубленного в размышления, поднята. В его правой руке стило, левой он поддерживает лиру. Нижний четырехугольный чугунный постамент украшен с трех сторон барельефами. Слева – Минерва, карающая мятеж; Державин следует за нею и, ощутив прикосновение к себе богини Поэзии, останавливается среди военного поприща и воспевает первую песнь (намек на первое стихотворение поэта времен усмирения пугачевщины). Рядом с Аполлоном Фемида, приглашающая поэта к своему служению (что олицетворяет дальнейшую гос.службу поэта). Справа – поэт в окружении Граций, опираясь лирой на жертвенник, поет гимны, Фемида внемлет ему. На тыльной стороне – Ночь и День как эмблемы постоянных занятий поэта, они воздают ему честь, осыпают цветами его творения и поют его песни. На лицевой стороне постамента надпись: «Гавриил Романович Державин, 1846».

Державин родился 3 (14) июля 1743 в Казанской губернии. Родители, несмотря на свое дворянское происхождение, сильно бедствовали. К тому же Державин рано потерял отца, и матери приходилось идти на тяжкие унижения ради того, чтобы вырастить двоих сыновей и обеспечить им более или менее пристойное образование. В те годы по настоящему квалифицированных учителей за пределами Санкт-Петербурга и Москвы найти было нелегко. Однако, настойчивость и исключительные способности Державина помогли ему многое узнать, несмотря на тяжелые обстоятельства, слабое здоровье, полуграмотных и странных преподавателей.

Писать стихи Державин начал еще в гимназии, но его обучение было неожиданно и до срока прервано. Из-за произошедшей канцелярской ошибки молодой человек был призван в Петербург на военную службу на год раньше положенного срока и к тому же записан, хотя и в гвардейский Преображенский полк, однако солдатом. Из-за тяжелого материального положения, отсутствия высоких покровителей и крайне неуживчивого нрава Державину пришлось не только десять лет ждать офицерского чина, но даже, в отличие от других дворянских детей, довольно долго жить в казарме. Времени для поэтических занятий оставалось не так уж много, однако молодой человек сочинял шуточные стихи, пользовавшиеся популярностью среди его однополчан, писал письма по просьбе солдаток, и, уже ради собственного самообразования, штудировал Тредьяковского, Сумарокова и особенно Ломоносова, бывшего в то время его кумиром и примером для подражания. Читал Державин и немецких поэтов, пробуя переводить их стихи и пытаясь следовать им в собственных сочинениях.

В 1773–1774 годах Державин принимал активное участие в подавлении восстания Пугачева, но, все из-за того же неуживчивого и вспыльчивого нрава, не получил долгожданного повышения. Он был переведен из военной службы в штатскую, получил в награду всего лишь триста душ крестьян, и в течение нескольких лет был вынужден зарабатывать на жизнь карточной игрой – не всегда честной.

Несмотря ни на что, именно к 70-м годам впервые по-настоящему проявился Державинский поэтический дар. В 1774, находясь во время восстания Пугачева со своими людьми неподалеку от Саратова, у горы Чаталагай, Державин прочитал оды прусского короля Фридриха II и перевел четыре из них. Опубликованные в 1776 году Чаталагайские оды привлекли внимание читателей, хотя произведения, созданные в 70-е годы, еще не были по-настоящему самостоятельными. Независимо от того, переводил Державин или сочинял собственные оды, его творчество находилось еще под сильным влиянием Ломоносова и Сумарокова. Их высокий торжественный язык, строгое следование правилам классицистского стихосложения сковывали молодого поэта, пытавшегося писать по-новому, но еще не четко осознававшего, каким образом надо это делать.

Принципиальные перемены в жизни и творчестве Державина произошли в конце с 70-х годов. В 1778 году он пылко влюбился с первого взгляда и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую затем в течение многих лет будет воспевать в своих стихах под именем Плениры. Счастливая семейная жизнь обеспечила личное счастье поэта. В это же время дружеское общение с другими литераторами помогло ему развить природные дарования. Его друзья – Н.А.Львов, В.А.Капнист, И.И.Хемницер были высоко образованными и тонко чувствующими искусство людьми. Дружеское общение соединялось в их компании с глубокими рассуждениями о древней и новой литературе, – жизненно необходимыми для пополнения и углубления образования самого Державина. Литературное окружение помогло поэту лучше осознать свои цели и возможности.

В этом-то и заключалась самая главная перемена. Как писал сам Державин, с 1779 он избрал «свой особый путь». Строгие правила классицистской поэзии больше не сковывали его творчество.

С этого момента и до 1791 основным жанром, в котором Державин работал и добился наибольших успехов стала ода – торжественное поэтическое произведение, чья звучная и размеренная форма всегда была близка представителям классицистской поэзии. Державин, однако, сумел преобразовать этот традиционный жанр и вдохнуть в него совершенно новую жизнь. Не случайно выдающийся литературовед Ю.Н.Тынянов писал о «революции Державина».

Произведения, сделавшие Державина знаменитым, такие, как Ода на смерть князя Мещерского, Ода к Фелице, Бог, Водопад были написаны непривычным для того времени языком.

Создаваемые поэтом образы непривычно страстны и эмоциональны для спокойной и рациональной эпохи классицизма, например: Уже зубами смерть скрежещет…И дни мои, как злак, сечет.

В 70-е годы Державин понемногу начал продвигаться по служебной лестнице, постепенно, несмотря на свой неуживчивый характер, занимая все более и более ответственные посты.

Так, он был олонецким и тамбовским губернатором, затем статс-секретарем Екатерины II и сенатором. Казалось бы, Державин должен был бы, подобно многим его современникам, не «унижаться » до демонстрации своей внутренней жизни в одах. Но поэт был уже человеком следующей эпохи – времени приближавшегося сентиментализма, с его культом простой, незатейливой жизни и ясных, нежных чувств и даже романтизма с его бурей эмоций и самовыражением отдельной личности.

Новые черты, проявившиеся в творчестве Деражавина в 70–80-е годы, значительно усилились в последние десятилетия его жизни. Поэт отказывается от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало.

Несмотря на новаторский характер творчества Державина, в конце жизни его литературное окружение составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того легкого и изящного слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин, а затем и Пушкин. С 1811 Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литератуный стиль.

Это не помешало Державину понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее. Символический смысл этого события станет понятен только позже – литературный гений и новатор приветствовал своего младшего преемника.

Умер поэт 8 (20) июля 1816 в своем любимом имении Званка.