Для продолжения работы с сайтом необходимо авторизоваться
 
Войти Зарегистрироваться

Музей Салиха Сайдашева





Музеи
Дата открытия - 25 июня 1993 года

Музей является филиалом Национального музея РТ и занимает двухэтажный флигель постройки начала ХХ века во дворе Татарского государственного театра драмы и комедии им. К.Тинчурина, где с 1928 по 1954 года жил и создал свои лучшие произведения Салих Сайдашев, выдающийся татарский композитор, основоположник татарской профессиональной музыки, создатель нового в татарском национальном искусстве жанра — музыкальной драмы, первый татарский дирижер, педагог, пианист, автор музыки к 60-ти спектаклям Татарского Государственного Академического театра им. Г. Камала.

Экспозиция отличается оригинальным художественным решением, объединяющим изобразительный ряд, звук, свет. Функционирует система светозвукового автогида (татарский, русский, английский языки). В небольшой музыкальной гостиной проходят камерные встречи и музыкальные вечера.

Салих Сайдашев (1900-1954) родился в Казани в доме №1 по улице Большая Мещанская, называемой теперь улицей Нариманова. Родословная Сайдашевых уходит корнями в крестьянское сословие.

С 8 лет Салиха отдали в медресе, где он проучился 4 года. Семья стала выписывать газеты и журналы, которые издавались тогда в большом количестве. Самым любимым его занятием была игра на гармони. И когда начинались праздничные дни Сабантуя, он не выпускал из рук гармони.

Постепенно жизненный путь маленького Салиха вступает в новую полосу. Он уже живет в совершенно другой микросоциальной среде, в корне отличающейся от прежней. Весь склад спокойной, патриархальной жизни меняется. Здесь ему уготовлен другой интеллектуальный уровень, другие взаимоотношения, общение с другой категорией людей, отличных от тех, с которыми он общался ранее. Это уже очаг, где собирается весьма деятельная татарская интеллигенция той эпохи, где маленькому Салиху будет подарено судьбой общение с известными людьми того времени, что обогатит, разовьет данный ему от природы дар.

Но еще большее влияние на развитие мальчика окажет та общественная среда, которая постоянно присутствовала в доме Шигаба Ахмерова, учредителя и главного редактора журнала "Мектеб". Дом часто посещали передовые люди той эпохи: писатели, поэты, актеры. Салих был окружен личностями яркими, незаурядными. В один из таких вечеров Шигаб Ахмеров подводит маленького Салиха к Габдулле Тукаю, который после того как Ахмеров начинает жить своим домом, у них частый гость и нередко остается ночевать.

В 1916 году Салих впервые вступает в круг деятелей культуры в качестве музыканта-исполнителя. Именно в этот юный период своей жизни он начинает творческие искания. Играя в оркестре, он начинает уже задумываться над его звучанием и делает первые попытки по вводу многоголосия в игру оркестра, который до этого играл только в унисон.

Детство и юность Салиха Сайдашева прошли в постоянном общении с народной музыкой - гармонь, фортепиано, ансамбли народных инструментов. Далее - учеба у З. Яруллина, в музыкальном училище, уроки у видных педагогов-музыкантов, встречи и общение с выдающимися личностями того времени. Все это, при наличии огромного музыкального дарования, позволит ему стать основателем татарской профессиональной музыки.

В 1922 году в Казани открывается Татарский государственный театр имени Красного Октября. Для работы в должности заведующего музыкальной частью театра, по приглашению директора его Заки Баязитского и режиссера Карима Тинчурина, в Казань возвращается Салих Сайдашев. За плечами у него уже немалый опыт. Как военный капельмейстер, он прошел гражданскую войну, видел все тяготы тех лет и вернулся в Казань уже известным музыкантом.

Уже в 1923 году оркестр, собранный Сайдашевым ,исполнял музыкальное вступление к спектаклю Х. Ибрагимова "Башмагым".